УЛЫБКА

Андреева Елена Викторовна.

Образование высшее.

Стаж работы в данном образовательном учреждении - 7 лет 10 месяцев

Общий трудовой стаж - 9 лет

Наличие категории: I категории.          

Дата присвоения 21. 02. 2016 года.

Воспитатель средней группы «Б».

Приоритеты группы:

Название группы:            

«Улыбка»

Девиз группы:

Если ты вошёл в «УЛЫБКУ» -

Нос не вешай не грусти,

А дари свою улыбку

Всем на жизненном пути!

Список группы «Улыбка»

  1. Авагимян Геннадий
  2. Бегиян Милана
  3. Бокова Маша
  4. Вершенко Варвара
  5. Есаян Маргарита
  6. Корниенко Виктория
  7. Калмыков Борис
  8. Обухова Александра
  9. Руденко Вячеслав
  10. Саркисян Давид
  11. Старичков Максим
  12. Сушницкий Андрей
  13. Цатурян Виолетта
  14. Чухлебов Вячеслав
  15. Ширгородская Арина
  16. Фисенко Святослав
  17. Фисенко Ростислав

 

Приближается День Победы.

Мы с детьми решили подготовиться к этому Великому празднику. Я начала проводить тематическую беседу, ребята увлечённо слушали о войне, о том, как наши бабушки и деды нелегко завоёвывали победу. Совместно с детьми мы построили крепость из конструктора. Множества «Солдатов» дополнили конструкцию. Ребята смогли косвенно прикоснуться к военным временам. Чтобы закрепить знания о Великой Победе, мы сделали открытки для Ветеранов. Чтобы показать, как мы ими гордимся и благодарны за Победу.
Воспитатель средней группы «Б»

Андреева Е. В.

 

 

 

 

1      2    3     4  8   

 

 

 

 

 

 

Проект по математическому развитию в средней группе

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Подготовила и провела:

 воспитатель Андреева Е. В.

Паспорт проекта

  1. Название      проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур».
  2. Вид      проекта: познавательно-игровой.
  3. Сроки      реализации: 1 месяц
  4. Участники:      дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель Андреева Елена      Викторовна.

Проблема

У детей среднего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке, счёт и зрительное запоминание цифры).

Актуальность проекта

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаю актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие среднего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Цель проекта:

  1. Систематизировать знания      детей о геометрических фигурах, счёте и зрительном запоминании цифры.
  2. Создать      условия для реализации математических и творческих способностей детей в      процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

  1. Познакомить      детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, овалом.
  2. Закреплять      умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
  3. Совершенствовать      умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.
  4. Развивать      умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
  5. Развивать      логическое мышление путём видения на что похожа цифра.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

- Непосредственно-образовательная   деятельность.

- Дидактические игры: «Прокати такой же   шарик», «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет   такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл   нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «На что   похоже».

- Презентация геометрических фигур.

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение   куклы Кати».

Социально – коммуникативное развитие

- Итоговая выставка творческих работ воспитанников.

- Создание семьями воспитанников коллекции   рисунков «На что похожа цифра»

- Самостоятельно-художественная и   игровая деятельность детей

Речевое развитие

- Заучивание стишков о геометрических   фигурах, заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».

- Рассказывание русской народной сказки «Три медведя».

- Отгадывание загадок по теме.

- Разучивание физкультминуток.

Художественно – эстетическое развитие

- Продуктивная деятельность.Аппликация:    «Декоративная салфетка», «Шарфик для мишки», «Кораблик», «Танк».

- Самостоятельно-художественное   творчество детей: выкладывание геометрических фигур из бус.

Физическое развитие

- Разучивание  физкультминуток.

- Подвижные игры: «Найди свой домик»,   «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».

1 этап – подготовительный (одна неделя)

Исходя из интересов детей, проводиться круглый стол с родителями, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (2 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

  • расширение представлений о геометрических фигурах;
  • развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
  • сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.
  • знать порядковый счёт в пределах пяти.
  • умение видеть цифру и называть её.

Обеспечение:

  1. Развивающие игры.
  2. Наглядно-дидактические пособия.
  3. Геометрические фигуры различных форм и цветов.
  4. Трафареты для свободного рисования.
  5. Специальная методическая литература.
  6. Геометрический конструктор различных цветов.
  7. Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Продукт проектной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность «Мишка в гости к нам пришел»

Презентация проекта: «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»

Алгоритм планирования и организации деятельности

№ п/п Мероприятие Цели Ответствен-ные Сроки проведения
1 этап - подготовительный
1 Сбор информации, материалов для   реализации проекта Расширить знания детей о   математических представления у детей среднего возраста Воспитатель 1-я неделя
2 «Круглый стол» с участием   родителей и детей Обсудить   цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий   для реализации проекта. Составление плана проекта. Воспитатель, родители 1-я неделя
3. Разработка   конспектов НОД, сценария итогового мероприятия, подготовка презентации Закреплять   с детьми названия геометрических фигур, умение обследовать форму фигур,   используя зрение и осязание. Воспитатель 1-я неделя
4. Подбор   дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток Расширять   знания о геометрических фигурах и цифрах. Воспитатель 1-я неделя
5 Оформление   родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме   проекта Информировать   родителей по теме проекта. Воспитатель 1-я неделя
6 Подбор   наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр. Создать   условия для ознакомления с геометрическими фигурами. Воспитатель 1-я неделя
2 этап - основной
7 Непосредственно-образовательная   деятельность по познавательному развитию с использованием презентации «Три   веселых друга – круг, квадрат и треугольник» Знакомить   детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник Воспитатель 2-я неделя
8. Непосредственно-образовательная   деятельность по познавательному развитию «Круг и квадрат» Систематизировать   знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат Воспитатель 2-неделя
9. Рассказывание   сказки «Три медведя» с использованием театрализованных элементов Формировать   математические представления детей через использование русских народных   сказок Воспитатель 2-я неделя
10. Продуктивная   деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка» Закрепить   геометрическую форму круг, умение наклеивать и располагать изображение на   круге Воспитатель 2-я неделя
11. Сюжетно-ролевые   игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати» Развивать   математические представления детей в игровой деятельности Воспитатель,   дети 2-я - 3-я неделя
12. Подвижные   игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч»,   «Пузырь», «Карусели» Закреплять   название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного   сопровождения Воспитатель,   дети 3-я неделя
13. Художественное   творчество: выкладывание геометрических фигур из бус Закрепить   знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с   использованием нетрадиционной технологии Дети 3-я неделя
14. Непосредственно-образовательная   деятельность по познавательному развитию «Мишка в гости к нам пришел»   (итоговое) Умение   различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные   анализаторы, воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь   сказочному герою, интерес к занятиям по математике. Воспитатель,   дети 3-я неделя
3 этап - заключительный
15. Обработка и оформление материалов проекта   Воспитатель 4-неделя
16. Анализ результативности   Воспитатель 4-я неделя

Результаты проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.

Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.

У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.

2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010.

4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.

5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, 2009.

6. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

8. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009

Материал, используемый при проведении проекта:

Картотека дидактических игр

Игра «Найди лишнюю фигуру».

Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, овала, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».

Игра «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Игра «Построим фигуру».

Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Детям предлагают в окружающем  найти предметы определенной  формы – круглой, квадратной, овальной, треугольной;

Игра «На что похожа цифра»

Детям показывают сказочные цифры и предлагают подумать и назвать, на что они похожи, например, двойка на уточку, тройка на змею, ноль на воздушный шарик.

Стихи про фигуры

Треугольник

Самолет летит   по небу,

Треугольное   крыло,

На моем   велосипеде,

Треугольное   седло,

Есть такой   предмет – угольник,

И все это –   треугольник.

***

Треугольник - три угла,
  Посмотрите детвора:
  Три вершины очень острых -
  Треугольник – «остроносый».

***

Стороны в нем   тоже три:
  Раз, два, три – ты посмотри.
  Треугольник мы рисуем,
  Знать теперь его мы будем.

Круг

Посмотрите-ка   вокруг!
  Пальчиком рисуем круг.
  Куклы были вместе в ряд,
  А теперь в кругу сидят.


  ***

Наше солнышко в   окне -
  Золотой круг в вышине.
  Круглый мячик здесь лежит,
  В ручки к вам он поспешит.

Квадрат

Познакомьтесь,   вот квадрат!
  Он знакомству очень рад!
  В нём угла уже четыре,
  Нет его ровнее в мире:

***

Стороны четыре   в нём,
  Две скрепляются углом.
  Круг в нем может разместиться,
  В куб он сможет превратиться.

Загадки

***

Три угла, три   стороны

Могут разной   быть длины (треугольник)

***

Нет углов у   меня

И похож на   блюдце я

На тарелку и на   крышку

На кольцо, на   колесо

Кто же я такой,   друзья? (круг)

***

Прикатилось   колесо,
  Ведь похожее оно,
  Как наглядная натура
  Лишь на круглую фигуру.
  Догадался, милый друг?
  Ну, конечно, это … (круг)

***

Он давно знаком   со мной

Каждый угол в   ней прямой

Все четыре   сторон одинаковой длины.

Вам его   представить рад.

А зовут   его (квадрат)

***

Не   овал я и не круг, 
  Треугольнику не друг. 
  Прямоугольнику я брат, 
  А зовут меня ... (квадрат)

***

Я   фигура – хоть куда,
  Очень ровная всегда,
  Все углы во мне равны
  И четыре стороны.
  Кубик – мой любимый брат,
  Потому что я…. (квадрат)

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Сказочная картина из геометрических фигур» 

для детей средней группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Форма проведения: игра.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально - коммуникативное развитие»

Цель: обогащение речевого потенциала у детей через речевое развитие. 

Задачи:

  • Формировать у детей умение ориентироваться на поверхности листа бумаги;

Закрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».

  • Закрепить знание геометрических фигур и цветов;
  • Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр высоты;
  • Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость.
  • Материалы и оборудование: «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат, треугольник, овал, круг разных цветов.
  • Раздаточный материал. Круги, квадраты, треугольники, овалы, разных цветов.

Ход НОД:

Игровая ситуация «Почтальон принес посылку»

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в посылке.

Воспитатель достаёт из посылки несколько фигур и уточняет у детей, что это за фигуры

Дети: Это геометрические фигуры.

Воспитатель: Но сначала обратите внимание и посмотрите внимательно, у вас на столе лежит лист, на котором мы будем собирать по порядку сказочную картинку из геометрических фигур. 

Воспитатель: - Дети, какая это фигура?

Дети: - Круг.

     Воспитатель: - Какого цвета круг? На что он похож?

Дети: - Жёлтый круг похож на солнце.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг, а теперь кладите круг в правом верхнем углу листа, что он будет нам напоминать.

Дети: Круг будет солнцем.

Затем достаёт овал, кладет рядом с кругом.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура?

Дети: - Овал.

Воспитатель: - Какого цвета Овал? На что он похож?

Дети: - Синий овал похож на облако.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем овал, кладите овал в левом верхнем углу.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура? Какого он цвета? У квадрата есть стороны и углы.

Дети: - Это квадрат. Он зелёного цвета.

Воспитатель: - Что есть у квадрата?

Дети: - Стороны и углы.

Воспитатель: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат. Кладите квадрат внизу посередине. Что мы можем построить из квадрата?

Дети: Из квадрата можно построить домик.

Воспитатель: - Да квадрат будет служить стенами нашего домика.

Воспитатель: - Дети, какая это фигура? Какого он цвета? У треугольника тоже есть стороны и углы.

Дети: - Это треугольник. Он красного цвета.

Воспитатель: - Что есть у треугольника?

Дети: - Стороны и углы.

Воспитатель: - Чем нам может послужить треугольник?

Дети: - Крышей для домика

Воспитатель: - Правильно и поставим мы его сверху на квадрат. Ребята посмотрите, а получилась ли у нас картина?

Дети: Да, получилась.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому (большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак)

Указательный и средний, безымянный и последний (разгибать поочерёдно все пальцы).

Сам мизинчик - малышок постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.

Игровое упражнение «Покажи и прокати».

У детей на столах лежат круги и квадраты.

Воспитатель: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой.

Аналогичные действия выполняют с квадратом.

Воспитатель: - Давайте прокатим по столу сначала круг.

Воспитатель: - Круг катится по столу?

Дети:- Да!

Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?

Дети: - Нет!

Воспитатель: - Что мешает квадрату?

Дети: - Углы.

Воспитатель: Молодцы!

6

152

 

 

 

             

   
   

Консультация

   

"Аутизм. Что делать?"

   
   

                       

АУТИЗМ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

АУТИЗМ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ПРОЯВИТЬСЯ В ВОЗРАСТЕ 2-3,5 ЛЕТ.

Иногда родители и врачи замечают такие нарушения попозже, в 3-5 лет. У таких детищек нет нарушения речи и слуха. То есть, все, что нужно человеку для общения, развивается вполне нормально. Вот только потребности в общении (самого желания общаться), способности к взаимодействию с другими детьми у детей-аутистов нет, или они очень слабо выражены. Дети со слабым слухом или нарушением речью обычно стараются компенсировать свои недостатки жестами, мимикой. А при аутизме ребенок либо игнорирует попытки завязать с ним контакт, либо вообще избегает ситуаций, где ему приходится общаться.

Если контакт все-таки установлен, то он носит скорее формальный характер.

Диагностировать детский аутизм довольно трудно. Даже опытный специалист должен достаточно наблюдать за ребенком, прежде чем поставить такой диагноз.

На что должны обратить внимание родители?

Например, ребенок не откликается на свое имя притом, что никаких нарушений слуха у него не выявлено. Если ребенок не обращается за помощью, не пытается чем-то поделиться, не старается привлечь Ваше внимание к заинтересовавшему его предмету, это тоже тревожный сигнал для родителей.

Самый первый и главный признак:дети аутисты не удерживают контакт «глаза в глаза». Кроме того, у таких детишек возникают трудности с удержанием внимания.

Но, уважаемые родители, такой диагноз может поставить только высококвалифицированный специалист!!!

Если все-таки такой диагноз Вашему малышу поставили, то Вы должны понимать, что аутизм не пройдет и его не вылечить.Но это не означает, что жизнь кончилась. Напротив, в Ваших силах помочь ребенку.

Как правило, родителей тревожит два главных вопроса: сможет ли ребенок адаптироваться в обществе, и сможет ли он создать семью.

Степень умственного развития при аутизме различна:в одних случаях интеллект может быть в целом нормальным, хотя отдельные его компоненты дисгармоничны, в других-ребенок может быть умственно отсталым. Среди аутистов встречаются даже одаренные дети. Но во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития.

Аутизм возникает под влиянием разных причин.

Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположенность.

При легких формахаутизма создание семьи – не такая уж нереальная перспектива. И большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.

Если же у ребенка аутизм наблюдается в тяжелой форме,то, скорее всего, он нуждается в постоянной опеке, и тогда создание семьи маловероятно.

Насколько успешной будет социальная адаптация такого ребенка, тоже во многом зависит от выраженности расстройств. Иногда, даже при самой настойчивое работе, родителям в содружестве со специалистами удается добиться лишь умения самостоятельно одеваться, убирать за собой, принимать пищу. В то же время, в мировой практике известно достаточно большое количество случаев, когда люди, страдающие аутизмом, добивались высокого социального статуса и признания. Многие дети-аутисты окончили вузы и успешно работают.

Что делать, если у Вашего ребенка аутизм?

  • Верить в свои силы и запастись      терпением;
  • Обратиться к специалистам, которым      Вы доверяете. Это могут быть психологи, психиатры, дефектологи, врачи;
  • Коррекционная работа должна быть      особенно интенсивной на начальных этапах, поэтому не теряйте времени и      начинайте занятия;
  • Коррекционная работа не должна      ограничиваться только плановыми занятиями. Целый день Вы можете обучать,      направлять своего ребенка;
  • Аутичным детям трудно      приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому постарайтесь сделать их      максимально одинаковыми дома и в детском саду.

И самое главное помните

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С РОЖДЕНИЯ; ОН ЕЩЕ НЕ ГОВОРИТ, ЕЩЕ НЕ СЛУШАЕТ, НО УЖЕ УЧИТСЯ. ОПЫТ ПРЕДШЕСТВУЕТ ОБУЧЕНИЮ»

(Ж.-Ж. Руссо)

Литература:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112с., ил. – (Науч.- попул. мед. литература).
  2. Чуб Н. В. Справочник для родителей. Психология ребенка от А до Я / худ. Е. А. Мартыненко. – Х.: Изд. группа «Основа», 2007. – 160с.-(Серия: «Для заботливых родителей»).

             

   
    игры для детей аутистов   
   

Самостоятельная игра ребенка-аутиста существенно отличается от того, во что и как обычно играют его ровесники. Поэтому игры для аутистов призваны решать не только задачу приятного досуга, но и нести элементы обучения, быть развивающими.

Звуковые игры для детей-аутистов

Причины развития аутизма, раскрытые в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, указывают на то, что самой чувствительной зоной аутичных малышей является ухо. Именно через стрессовое воздействие на эту зону маленький обладатель звукового вектора получает ту психическую травму, которая провоцирует ранний детский аутизм.

Отгораживаясь от мира, ребенок постепенно утрачивает способность воспринимать информацию на слух и теряет способность к обучению. Восстановление связи с внешним миром именно через ухо имеет колоссальное значение. Помогут в этом звуковые игры с ребенком-аутистом.

Примеры звуковых игр с ребенком-аутистом:

  1. «Что шумит?» Выберите несколько предметов, издающих негромкие звуки (слишком сильный звук способен причинить малышу боль). Это может быть шуршащая оберточная бумага, тихий колокольчик, негромкий маракас. Дайте ребенку изучить предметы, послушать, как они звучат, запомнить их названия. Затем отвернитесь и немного «пошумите» одним из них. Задача ребенка – угадать, что именно звучало. Такая игра для аутичных детей задает начало сосредоточения на звуках.
  2. «Высокий – низкий». Для этого упражнения-игры с ребенком-аутистом потребуется игрушечное или настоящее пианино. Нажимая верхние клавиши, расскажите ребенку, что так капает дождик. Помогите ребенку поднять руки вверх, комментируя: «Это высокий звук». Затем, нажимая нижние клавиши, расскажите малышу, что так топает мишка, комментируя: «Это низкий звук». Когда ребенок усвоит разницу, играйте звуки и побуждайте малыша выполнять нужные движения. В дальнейшем можно попросить его самостоятельно найти низкие и высокие звуки на инструменте.
  3. «Лечебная классика». Эта игра с детьми-аутистами, несомненно, станет одной из любимых. Особенно для тех малышей, кто помимо звукового вектора имеет еще и зрительный. Приготовьте несколько классических аудиозаписей по мотивам детских сказок. Это может быть «Танец феи драже» Чайковского (из балета «Щелкунчик»), отрывок из «Спящей красавицы» и т. д. Также подготовьте соответствующие картинки.

Прослушивая запись, показывайте ребенку картинку, описывая ее. Если ребенок хочет, можно вместе танцевать под музыку. Когда освоите три и более записей (фрагменты могут быть недлинными), включайте отрывки по очереди и просите ребенка угадать, какая картинка подходит к этой музыке. Если ребенок любит рисовать, можно побудить его нарисовать еще одну картинку самому.

Помните, что важнейшим правилом любых упражнений или игр с ребенком-аутистом является звуковая экология. Говорите на пониженных тонах. Выбирайте негромкие инструменты, запись тоже включайте тихо, чтобы ребенок вслушивался.

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Звуковая травма, полученная ребенком, провоцирует искажения в развитии всех остальных векторов, заданных ему от рождения. Часто такие дети испытывают сенсорный дефицит именно тех чувствительных зон, которые соответствуют его векторам. Восполнить нехватку ребенка помогут сенсорные игры при аутизме.

Например, кожный малыш с детским аутизмом стремится добрать тактильные ощущения, ему свойственно неусидчивое поведение (Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям).

Можно использовать:

  1. Подвижные игры для кожного ребенка-аутиста, особенно с тактильными элементами. Можно изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.
  2. Кожному ребенку с детским аутизмом подойдут и развивающие пальчиковые игры, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Только будьте готовы чередовать сидячие занятия с подвижной игрой.
  3. Существенно восполнить тактильную нехватку такого ребенка при аутизме помогут игры с водой. Например, устройте «пенную вечеринку» в ванной. Из пены можно строить дворцы или сделать на голове смешную шляпу – все во власти вашей фантазии. При отдыхе за городом используйте песок и другие неструктурированные материалы, чтобы организовать тактильные игры для ребенка-аутиста.

Для зрительного ребенка чувствительным сенсором являются глаза, поэтому зрительному малышу с аутизмом подойдут такие игры:

  1. Яркие дидактические пособия. Глаз такого ребенка необходимо как можно раньше обучать восприятию формы и цвета. Это может быть «геометрик» или сортеры, игра «сложи квадрат» и другой яркий дидактический материал (Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом).
  2. Рисование, раскраски и аппликация жизненно необходимы такому малышу.
  3. Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр (приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.

В каждом векторе набор сенсорных игр для ребенка-аутиста будет свой (Практическое применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана для сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра).

Игры на развитие контакта и речевые игры для аутистов

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Отгораживаясь от мира еще в дошкольном возрасте, ребенок с детским аутизмом утрачивает не только сознательную, но во многом и чувственную связь с другими людьми. Восстановить ее помогут игры на развитие эмоционального контакта. В них легко могут быть добавлены также речевые и логопедические компоненты.

  1. «В ямку – бух». Начать можно с простых, известных потешек. Главная задача – добиться формирования ответной эмоциональной реакции ребенка. Позже можно сделать паузу и предоставить ребенку самому озвучить кульминационный момент: «Бух!». Такая «диалоговая» игра при аутизме во многом способствует формированию будущего навыка вербального общения ребенка.
  2. «На машине ехали». Научить ребенка с детским аутизмом подражать движениям можно также через игру:

Взрослый: На машине ехали (крутит руль)

Ребенок: Би-би-би (крутит руль)

Взрослый: Паровозом ехали (движения руками вперед-назад)

Ребенок: Чух-чух-чух (аналогичные движения).

Здесь от ребенка требуется не только поддержать диалог, но и повторять движения. При необходимости используйте помощь второго взрослого. Умение подражать – залог формирования будущих навыков социально-бытовой ориентации и способности к обучению в целом.

  1. «Мой веселый, звонкий мяч». Не менее важно для ребенка с детским аутизмом усвоить навык передачи хода в игре. Передавая мяч по кругу, дети говорят каждый по одному слову стишка. Когда стих закончился, можно обратить внимание группы: «У кого мяч? Кто это? Назови по имени?» (остальные дети называют). Или: «Кто ты? Как тебя зовут?» (отвечает тот, у кого мяч).

Коммуникативная игра для аутичных детей – жизненная необходимость. Что касается логопедических игр – при нарушении речевого аппарата ребенка занятия должен проводить логопед.

Мама – главный человек

Влияние игр на речь и развитие аутичного ребенка трудно переоценить. Однако ключевым фактором, который влияет на развитие и поведение малыша, особенно в дошкольном возрасте, является состояние матери.

Результаты

о снятии с ребенка диагноза детский аутизм связаны с тем, что мама:

  1. Точно определяя ребенка по векторам, выбирает оптимальную модель воспитания.
  2. Избавляется от любых собственных негативных состояний и стресса.